Словообразование

Значение частей слова на их смысл показала поэтесса Инесса Агеева в своём забавном стихотворении «ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТИШКИ, ИЛИ КОВАРНЫЕ ДИКТОВКИ»

Солнца лучи очень жарко ПАЛИЛИ
Чтоб не завяли цветы, их ПОЛИЛИ.

Рекламная КАМПАНИЯ
Обувной КОМПАНИИ.

В школьный сад идём мы СТРОЕМ,
Там Дружку мы будку СТРОИМ.

Обрушился град НА СЕЛЕНИЕ,
Всё испугав НАСЕЛЕНИЕ.

Кто гуляет ПЕШИМ ХОДОМ,
Тот зовётся ПЕШЕХОДОМ.

Мыши ловки, мыши ЮРКИ,
Не поймать никак их ЮРКЕ.

За слабость друга не БРАНИ,
Дружок ведь твой не из БРОНИ.

Жары мы ждём ОТ ЛЕТА,
Рекордов – от АТЛЕТА.

Не отвлекай ОТ ДЕЛА
Работников ОТДЕЛА.

В этом печатном ИЗДАНИИ
Фото и письма ИЗ ДАНИИ.

Кровь комары с аппетитом СОСУТ,
Носом-иголкой проникнув в СОСУД.

Костюмы яркие РЕБЯТ
В глазах учителя РЯБЯТ.

СВЕДЕНИЯ ИЗ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слова в русском языке состоят из морфем — корня, приставки, суффикса и окончания. Эти морфемы являются значимыми частями слова, потому что выражают определённое значение.

Раздел науки, который изучает морфемы, называется морфемикой.

Главная морфема — корень, без него слово не может существовать. От значения корня зависит лексическое значение слова.

Лексическое значение слова — это наше представление о предмете (признаке или действии), который назван словом.

Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов.

Пример: слова с корнем -вод- (водный, водянка, подводник, наводнить, наводнение, заводь, водоросль…) объединены значением «бесцветная прозрачная жидкость».

Приставка и суффикс тоже являются значимыми частями слова. Они служат для образования новых слов, поэтому их называют  словообразующими морфемами. Присоединяясь к исходному слову, эти морфемы изменяют его лексическое значение.

Пример: добрый → предобрый («очень добрый»), синий → синеватый («немного, слегка синий»), ступить → переступить («перешагнуть через что-то»).

Основа — это часть слова без окончания. Основа является носителем  лексического значения данного слова. В основу входит корень, приставка, суффикс (кроме -ть- суффикс инфинитива и -л- суффикса прошедшего времени).

Пример: светл-ый, светле-ет, засветле-л-о, осветли-ть.

Окончание — это морфема, с помощью которой образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова. При этом лексическое значение слова не изменяется.

Пример: рука (ед.ч., им.п.) — рукой (ед.ч., тв.п.) — руками (мн.ч., тв.п.).

Окончания, суффикс прошедшего времени -л- и суффикс неопределённой формы глагола (инфинитива) -ть- (отдохну-л, сиде-л-а, носи-ть, корми-л-и) — это формообразующие морфемы, они не входят в основу слова.

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

Морфемный разбор — это выделение в слове значимых частей — морфем.

В результате морфемного разбора в слове выделяются не просто буквы или сочетания букв, а морфемы, обладающие языковыми значениями.

Пример: в слове заговорит (с мамой) имеется окончание -ит, которое указывает на форму глагола 3-го лица единственного числа будущего времени (это и есть грамматическое значение окончания). Приставка за- придаёт слову значение «начало действия» (ср.: запеть, заблестеть). Корень — говор-  находим в родственных словах с общим значением «пользоваться речью» (говорящий, говорок, переговорить).

Таким образом, морфемный разбор связан со смысловым анализом слова, так как требует выделения таких его частей, которые передают определённые языковые значения.

Поморфемное письмо — деление слова на морфемы при его написании.

Пример: здоров-еньк-ий, под-небес-н-ый, труб-о-чист-ы, за-земл-и-ть.

В русском языке немало корней, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют совершенно разные значения. Их называют корнями-омонимами. При подборе однокоренных слов нужно это учитывать.

Пример:парилка — парное (катание); носить — носовой (платок), гора — горюшко — загореть.

Значение морфем нужно учитывать:

  • при морфемном разборе слов;
  • при выборе правильного написания морфем;
  • при определении части речи и морфологических признаков слов (падеж, род, число, время, лицо).

К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Диафильм предназначен для работы по теме «Словообразование» и состоит из двух фрагментов.
I фрагмент можно использовать при объяснении или закреплении основных способов словообразования: приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального.
II фрагмент предназначен для расширения знаний учащихся о суффиксальном способе образования слов и рассказывает о названиях лиц по месту жительства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *