Местоимение

— Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

— К местоимениям можно задать вопросы: кто? что? (я, он, мы); какой? чей? (этот, наш); как? где? когда? (так, там, тогда) и др.

— Какой вопрос следует задать, зависит от части речи, которую местоимение заменяет: Мой (чей?) брат ходит в детский сад. Там (где?) ему (кому?) нравится.

— Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи. 

Вини-Пух и местоимения. Б. Заходёр

На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о Том о Сём.

Я рассказал им, Кто, Когда,
И Почему, и Отчего,
Сказал Откуда и Куда,
И Как, и Где, и Для Чего;

Что было Раньше, что Потом,
И Кто Кого, и Что к Чему,
И что подумали о Том,
И Если Нет, То Почему?

Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «Ах», то «Эх»,
И «Так сказать», и «Будь здоров»,
И «Ну и ну!», и «Просто смех!»

Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-кто спросил: «И все?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни То, ни Сё!..

— Что вы поняли из этой песенки?

— В чем ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях, но остался непонятым?

— Что же забыл (или не знал) Винни-Пух ?

Вывод: Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.

На яхте. Ю. Коваль

Однажды куда-то на яхте
Откуда-то  кто-то поплыл,
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед,
И кто-то, наверное, думал:
“ Скорей возвращайся назад.”

И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

— О чем, по-вашему, это стихотворение? (о романтике путешествий, о дружбе, о верности).
— А что помогает автору выразить основную мысль?
Вывод: основную мысль помогают выразить неопределенные местоимения, которые не дают конкретного представления о лице или предмете, тем самым создают ощущение неизвестности, загадочности.

Жил на свете Джонни. Б. Заходёр

Жил на свете Джонни, знаете его?
Не было у Джонни ровно ничего!
Нечего покушать, нечего надеть,
Не к чему стремиться, не о чем жалеть.
Нечего бояться, нечего терять…
Весело живётся, нечего сказать!

— Найдите в тексте отрица­тельные местоимения

— Объясните написание приставки не и ни.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *