Какие задачи решают делением?
Схемы задач на деление можно получить из схем задач на умножение, ведь деление — это действие, обратное умножению. Из каждой схемы задач на умножение получаются по две схемы задач на деление. В первой из них даны: произведение с и 1-й множитель а, неизвестен 2-й множитель. Во второй даны: произведение с и 2-й множитель b, неизвестен 1-й множитель.
Схема 1 а.
Есть сколько-то _ _ _ , в каждом по а … , а всего в них с … .
Сколько есть … ? Ответ: с : а … .
Схема 1 б.
Есть b _ _ _ , всего в них с … .
Сколько … ‚ в каждом _ _ _ ? Ответ: с : b … .
Вместо пунктира из точек нужно ставить одно существительное, вместо пунктира из черточек — другое, а вместо букв — какие-нибудь числа.
Следующие две схемы получены из задачи на умножение с использованием таблицы.
Схема 2 а.
В таблице а строк и сколько-то столбцов, а всего в ней с клеток.
Сколько в таблице столбцов? Ответ: с : а столбцов.
Схема 2 б.
В таблице сколько-то строк и b столбцов, а всего в ней с клеток.
Сколько в таблице строк? Ответ: с : b строк.
Осталось написать еще две схемы, которые получаются из задачи на увеличение в несколько раз.
Схема 3 а.
У одного _ _ _ а … , у другого — с … , причем с > а.
Во сколько раз у второго больше, чем у первого? Ответ: в с : а раз.
Схема 3 б.
У одного — сколько-то … ,
у другого — с … , причем у второго в b раз больше.
Сколько … у первого? Ответ: с : b … .
Нужно ли заучивать номера схем? Вовсе нет! Главное — ясно понимать все эти схемы и уметь обнаруживать их в разных конкретных задачах.